Интерфейс Delphi

Автор: | 12.11.2017

Интерфейс Delphi — Значения и описание

Delphi — императивный структурированный объектно-ориентированный язык программирования со строгой статической типизацией переменных. Основная область использования — написание прикладного программного обеспечения.

Начинающим Delphi позволяет сразу, с небольшими затратами времени и сил создавать прикладные программы, которые внешне неотличимы от программ, созданных профессионалами. А для опытного программиста Delphi открывает неограниченные возможности для создания сколь угодно сложных программ любого типа, в том числе, распределённых приложений, работающих с любыми базами данных.

Окно Delphi

Интерфейс Delphi 7

В центре одно над другим два окна Delphi, окно формы будущей приложения и окно программного кода. Прямо перед нами — окно, которое в Delphi называется Форма.

Пустые формы нужно наполнять компонентами Delphi. Первые четыре страницы с компонентами являются основными. Этими страницами являются: Standard, Additional, Win32, System

Компоненты Delphi

Компоненты Delphi

Кстати для тех кто часто использует другие страницы с компонентами существует функция их переноса. Вам нужно лишь нажать и удерживать нужную вам страницу и перенести на удобное вам место или нажмите на нужную вам страницу, выберите пункт «Properties» и в открывшимся меню нажмите на кнопку «Move up» для  поднятия на уровень выше или «Move down» для понижение на уровень.

Palette Properties

Palette Properties

 

Далее одной из главной панелью является — Объектный инспектор. Он задает свойства составляющие нашу программу.

Object Inspector

В будущем чтобы чтобы запустить нашу программу нужно всего лишь нажать на «Запустить»(зеленый треугольник).

кнопка "запуск" Delphi

 

Рассмотрим полезные для нас свойства Формы

Object Inspector

Action — определяет объект TAction. Это объект служит для быстрой привязки действий к компонентам, в особенности — к пунктам меню и панелям инструментов. Но может быть привязан и к форме. Для управления TAction служат редакторы TActionList со страницы Standard и TActionManager со страницы Additional.

ActiveControl — определяет элемент, который имеет в данный момент фокус ввода. Если выбрать какой-либо объект во время разработки (design-time), то при запуске приложения этот объект и будет иметь фокус ввода. Также свойство может быть полезно и во время выполнения (run-time) — можно узнать, какой объект «держит» фокус в данный момент, а также можно переместить фокус на любой из объектов. Пример: разместим на форме 2 кнопки — Button1 и Button2, а также TTimer (страница System). Выбрав элемент Timer1, дважды щёлкнем в Инспекторе объектов напротив надписи OnTimer на вкладке Events, т.е. создадим обработчик события и напишем следующее: ActiveControl:=Button2; Теперь, запустив программу, каждую секунду фокус будет перемещаться на Button2.

  • Align — определяет выравнивание формы на экране. Свойство принимает одно из следующих значений:
  • alBottom — по нижнему краю;
  • alClient — вся пользовательская (клиентская) область;
  • alCustom — выравнивание определяется вызовом методом объекта-родителя;
  • alLeft — по левому краю;
  • alNone — без выравнивания;
  • alRight — по правому краю;
  • alTop — по верхнему краю.

AlphaBlend — включает/выключает прозрачность формы.

AlphaBlendValue — задаёт степень непрозрачности формы: 0 — форма полностью невидима, 255 — полностью видима. Прозрачность активируется только при установке свойства AlphaBlend в True.

Anchors — определяет направления, по которым компоненты «привязываются» к форме. Пример: если установить у формы значения akLeft и akRight этого свойства в True, и точно также сделать у кнопки, то при изменении ширины формы размер кнопки (ширина) также будет изменяться.

AutoScroll — включает автоматическое появление полос прокрутки (Scroll bars) на форме, когда размеров формы недостаточно для отображения всех элементов.

AutoSize — включает автоматическое изменение размеров формы согласно позициям размещённых на ней элементов.

BiDiMode — определяет двунаправленное отображение элемента. В некоторых языках письмо осуществляется не слево-направо, а наоборот. Это свойство создано как раз для этой цели.

BorderIcons — определяет множество кнопок, которые отображаются в заголовке окна:

  • biSystemMenu — единственный элемент, который не является кнопкой — отвечает за системное меню окна, которое вызывается комбинацией клавиш [Alt]+[Пробел].
  • biMinimize — кнопка сворачивания (минимизации) окна;
  • biMaximize — кнопка разворачивания окна;
  • biHelp — кнопка справки.

Если хотя бы одна из кнопок сворачивания и разворачивания включена, то независимо от состояния другой, отображаются обе (но вторая естественно неактивна). Если выключены обе, они не отображаются вообще. Это не зависит от Delphi — так устроена ОС Windows.

BorderStyle — определяет поведение границ окна и общий тип окна:

  • bsDialog — диалоговое окно (из кнопок — только «Закрыть», иконки в заголовке окна нет);
  • bsNone — «чистый лист» (отсутствие у окна границ и заголовка) — применяется обычно для создания заставок во время запуска программы;
  • bsSingle — обычное окно, но с запретом изменения размеров;
  • bsSizeable — обычное окно (по умолчанию) — размеры формы можно изменять;
  • bsSizeToolWin — упрощённое окно с уменьшенным заголовком;
  • bsToolWindow — упрощённое окно с уменьшенным заголовком без возможности изменения размеров.

BorderWidth — ширина границы окна в пикселах. Граница является невидимой и расположена в пользовательской части формы.

Caption — текст заголовка формы.

ClientHeight — размер клиентской (пользовательской) части формы, т.е. той, на которой располагаются компоненты.

Color — цвет формы.

Constraints — определяет минимальные и максимальные размеры высоты и ширины формы в пикселах. 0 — любое значение, т.е. без ограничений.

Ctl3D — свойство определяет 3D-вид формы. При выключенном — «плоское» изображение.

Cursor — курсор мыши в тот момент, когда он находится над формой.

DefaultMonitor — определяет, на каком мониторе появится форма. Имеет смысл применять это свойство только при наличии более, чем одного монитора (например, если несколько экранов).

DockSite, DragKing и DragMode — определяют поведение формы при осуществлении операций Drag&Drop.

Enabled — отвечает за общую активность формы. Если установлено в False, форма недоступна.

Font — шрифт, используемый на форме.

FormStyle — стиль формы или её поведение в MDI-приложении (многооконное приложение, где дополнительные формы располагаются «внутри» основной формы). Значения:

  • fsNormal — обычная форма (значение по умолчанию);
  • fsMDIChild — дочерняя (подчинённая) форма MDI-приложения;
  • fsMDIForm — главная форма MDI-приложения;
  • fsStayOnTop — форма находится поверх всех окон на экране.

Height — высота формы в пикселах. В отличие от ClientWidth является высотой с учётом заголовка и границ формы.

HelpContext, HelpFile, HelpKeyword, HelpType — свойства для связи формы с файлом справки в формате *.hlp.

Hint — текст всплывающей подсказки.

HorzScrollBar — свойство определяет внешний вид и поведение горизонтальной полосы прокрутки окна.

Icon — значок (иконка) формы. Отображается в заголовке слева от заголовка. Задаётся файлом в формате *.ico.

KeyPreview — если свойство установлено в True, то при нажатии клавиш сначала будут вызываться обработчики формы, а только затем обработчики того компонента, который в данный момент имеет фокус ввода. События, связанные с нажатием клавиш — OnKeyDown(), OnKeyPress(), OnKeyUp().

Left — позиция формы на экране (левого верхнего угла) в пикселах.

Menu — позволяет выбрать один из компонентов-меню, который станет главным меню окна, т.е. будет отображаться вверху.

Name — имя формы как объекта. Может содержать только латинские буквы, цифры и знак подчёркивания, и не может начинаться с цифры. Фактически, это то имя, по которому в программе можно обратиться к форме.

ObjectMenuItem — используется при работе с OLE-объектами и позволяет связать пункт меню и OLE-объект: когда объект выделен, пункт меню активен и наоборот.

OldCreateOrder — определяет, когда происходят события OnCreate() и OnDestroy() формы. Если установлено в False, то OnCreate() произойдёт после вызова всех конструкторов, а OnDestroy() — после вызова всех деструкторов. Начальное значение — False, изменять не рекомендуется.

ParentBiDiMode — изменение свойства BiDiMode согласно значению объекта-предка формы.

ParentFont — изменение шрифта (Font) согласно значению объекта-предка.

PixelsPerInch — пропорции шрифта в системе (точек на дюйм).

PopupMenu — позволяет указать контекстное меню (объект TPopupMenu) для формы. Это меню вызывается нажатием правой кнопки мыши.

Position — определяет начальную позицию формы на экране, т.е. в момент её появления. Основные значения:

  • poDesigned — появление в том месте, в каком форма расположена в design-time;
  • poDesktopCenter — по центру рабочего стола (рекомендуемое значение);
  • poScreenCenter — по центру экрана;
  • poMainFormCenter — по центру главной формы приложения (для главной формы не имеет смысла).

PrintScale — определяет размеры формы при выводе её изображения на печать.

Scaled — включает масштабирование формы в соответствии с заданным значением свойства PixelsPerInch.

ScreenSnap — если установлено в True, то форма будет автоматически «прилипать» к краям экрана в момент перемещения.

SnapBuffer — определяет расстояние (в пикселах), на котором форма будет «прилипать» к краю экрана.

ShowHint — включает/выключает показ всплывающей подсказки (Hint).

Tag — специальное свойство, которое есть у всех объектов. Специального применения для этого свойства нет, поэтому оно используется для разных целей в конкретной ситуации. Свойство удобно в том случае, если нужно хранить некоторое целое число — не придётся заводить дополнительную переменную.

Top — позиция формы (левого верхнего угла) на экране в пикселах.

TransparentColor — включает/выключает прозрачность определённого цвета формы.

TransparentColorValue — задаёт цвет, который будет прозрачным.

UseDockManager — используется при реализации Drag&Drop технологии, предоставляя дополнительные возможности этого метода взаимодействия.

VertScrollBar — определяет внешний вид и поведение вертикальной полосы прокрутки окна.

Visible — определяет видимость формы на экране.

Width — ширина окна в пикселах, включая границы.

WindowMenu — свойство-аналог свойства Menu, но используемое при создании MDI-форм.

WindowState — одно из состояний окна:

  • wsNormal — обычное состояние (занимает часть экрана);
  • wsMinimized — окно свёрнуто;
  • wsMaximized — окно развёрнуто на весь экран.

Страница Standart

Изучение Delphi начинается с первой страницы под название — Standart. Здесь представлены стандартные для Windows интерфейсные элементы, которые используются чаще всего.

Пинтограмма Имя Назначение
 Пиктограмма кнопки

MainMenu

Главное меню программы. Компонент способен создавать и обслуживать сложные иерархические меню.
 Пиктограмма кнопки PopupMenu Всплывающее меню. Обычно это меню появляется после нажатия правой кнопкой мыши.
Пиктограмма кнопки Label Метка. Используется для размещения не очень длинных сообщений в виде статического текста
 Пиктограмма кнопки  Edit Строка ввода. Предназначена для ввода пользователем текстовой информации в виде одной строки. Имеет возможности по управлению вводимой информацией, например, переопределению символов до их появления в поле ввода, что используется в формах для ввода пароля.
 Пиктограмма кнопки  Memo Многострочный текстовый редактор. Используется для ввода пользователем и отображения многострочного текста без функций форматирования.
 Пиктограмма кнопки  Button Командная кнопка. Используется для реализации в программе команд с помощью обработчика события OnClick этого компонента.
 Пиктограмма кнопки  CheckBox Независимый переключатель. Используется его свойство Checked (отмечено), имеющее значения true или false, меняющееся при щелчке мышью.
 Пиктограмма кнопки  RadioButton Зависимый переключатель. Используется для выбора только одного из нескольких вариантов. Для этого компонент объединяется как минимум с одним или несколькими такими же компонентами в группу. Щелчок по компоненту приводит к его выделению и снятию выделения ранее выбранного компонента. Также имеет свойство Checked.
 Пиктограмма кнопки  ListBox Список выбора. Содержит список предлагаемых вариантов (опций) и даёт возможность проконтролировать текущий выбор.
 Пиктограмма кнопки ComboBox «Выпадающий» список выбора. Представляет собой комбинацию компонентов Edit и ListBox.
 Пиктограмма кнопки ScrollBar Полоса прокрутки. Представляет собой вертикальную или горизонтальную полосу, управляющую визуальным представлением компонентов, не помещающихся целиком в окне программы.
 Пиктограмма кнопки  GroupBox Контейнер группы компонентов. Используется для группировки нескольких связанных по смыслу компонентов.
 Пиктограмма кнопки  RadioGroup Группа зависимых переключателей. Содержит специальные свойства для обслуживания нескольких связанных между собой зависимых переключателей.
 Пиктограмма кнопки  Panel Панель. Этот компонент, как и GroupBox, служит для объединения нескольких компонентов. Содержит внутреннюю и внешнюю кромки, что позволяет создавать эффекты «вдавленности» и «выпуклости».
 Пиктограмма кнопки  ActoinList Список действий. Служит для централизованной реакции программы на действия пользователя, связанные с выбором одного из группы однотипных управляющих элементов, таких как опции меню, кнопки и т.д.

 

Страница Additional 

Эта страница предоставляет нам дополнительные компоненты без которых практически невозможно работать в данной программе.

 Пентаграмма  Имя  Назначение
 Пиктограмма кнопки BitBtn Командная кнопка. Отличается от стандартной кнопки Button возможностью отображения пиктограммы.
 Пиктограмма кнопки SpedButton Пиктографическая кнопка. Обычно используется для быстрого доступа к опциям Главного Меню.
Пиктограмма кнопки StringGrid Таблица строк. Этот компонент обладает мощными возможностями для представления текстовой информации в табличном виде.
 Пиктограмма кнопки DrawGrid Таблица изображений. Этот компонент используется для представления изображений в табличном виде.
 Пиктограмма кнопки Image Рисунок. Компонент для отображения изображений, в том числе пиктограмм и метафайлов.
 Пиктограмма кнопки Shape Фигура. С помощью этого компонента можно вставить на Форму правильную фигуру — прямоугольник, эллипс, окружность.
 Пиктограмма кнопки Bevel Кромка. Служит для выделения отдельных частей Формы трёхмерными рамками и полосами.
 Пиктограмма кнопки ScrollBox Панель с полосами прокрутки. В отличие от компонента Panel автоматически вставляет полосы прокрутки, если размещённые на нём компоненты отсекаются его границами.
 Пиктограмма кнопки CheckListBox Список множественного выбора. Отличается от стандартного компонента ListBox наличием рядом с каждой опцией независимого переключателя типа CheckBox, облегчающего выбор сразу нескольких опций.
 Пиктограмма кнопки Spliter Граница. Этот компонент создаёт границу между двумя видимыми компонентами и даёт возможность пользователю перемещать её.
Пиктограмма кнопки StaticText Статический текст. Отличается от стандартного компонента Label наличием собственного Windows-окна, что позволяет обводить текст рамкой или выделять его в виде «вдавленной» части Формы.
 Пиктограмма кнопки Chart Диаграмма. Этот компонент облегчает создание специальных панелей для графического представления данных.

 

Страница Win32

Эта страница содержит компоненты, представляющие собой интерфейсные элементы для 32-разрядных операционных систем Windows 95/98/NT. 

Пентаграмма Имя Назначение
 Пиктограмма кнопки TabControl Набор закладок. Каждая закладка представляет собой поле с надписью и/или текстом. Выбор той или иной закладки распознаётся программой и используется для управления содержимым окна компонента.
 Пиктограмма кнопки PageControl Набор панелей с закладками. Каждая панель может содержать свой набор интерфейсных элементов и выбирается щелчком по связанной с ней закладке.
 Пиктограмма кнопки Imagelist Набор рисунков. Представляет собой хранилище для нескольких рисунков одинакового размера, например, пиктограмм для кнопок.
 Пиктограмма кнопки RichEdit Многострочный редактор форматированного текста. В отличие от компонента Memo может изменять такие характеристи текста как шрифт, цвет, выравнивание и т.д. (формат RTF).
 Пиктограмма кнопки TrackBar Регулятор. Используется для управления значениями некоторых величин в программах. Например, с его помощью удобно изменять громкость звучания мультимедийных устройств.
Пиктограмма кнопки ProgressBar Индикатор процесса. С помощью этого компонента можно отображать ход исполнения достаточно длительного процесса, например, копирование данных.
 Пиктограмма кнопки UpDown Цифровой регулятор. Две кнопки этого компонента служат для увеличения (верхняя) или уменьшения (нижняя) связанной с компонентом числовой величины. Для отображения этой величины умеет ассоциироваться с компонентом Edit.
 Пиктограмма кнопки HotKey Управляющая клавиша. Компонент служит для ввода управляющих кодов, таких как F1, CTRL+Shift и т.д.
 Пиктограмма кнопки Animate Мультипликатор. Предназначен для отображения движущихся изображений (видеоклипов). Имеет ограничение — не может сопровождать видеоклип звуком. Как и компонент ProgressBar, применяется в основном для сопровождения длительных процессов.
 Пиктограмма кнопки DataTimePicker Селектор времени/даты. Этот компонент предназначен для ввода или отображения времени или даты.
 Пиктограмма кнопки MonthCalendar Календарь. Служит для отображения календаря и выбора даты или диапазона дат.
 Пиктограмма кнопки ThreeView Дерево выбора. Представляет собой совокупность связанных в древовидную структуру пиктограмм. Обычно используется для просмотра структуры каталогов и других подобных элементов, связанных иерархическим образом.
 Пиктограмма кнопки ListView Панель пиктограмм. Организует просмотр нескольких пиктограмм и выбор нужной. Компонент способен располагать пиктограммы в вертикальных или горизонтальных рядах и показывать их в крупном или мелком масштабе.
 Пиктограмма кнопки HeaderControl Управляющий заголовок. Представляет собой горизонтальную или вертикальную полосу, разделённую на ряд смежных секций с надписями. Размеры секций можно менять на этапе работы программы. Обычно используется для изменения размеров столбцов или строк в разного рода таблицах.
 Пиктограмма кнопки StatusBar Панель статуса. Предназначена для размещения разного рода служебной информации в окнах редактирования. Пример — нижняя часть рамки окна текстового редактора Word.
 Пиктограмма кнопки ToolBar Инструментальная панель. Этот компонент служит контейнером для командных кнопок BitBtn и и способен автоматически изменять свои размеры и положение при добавлении или удалении кнопок.
 Пиктограмма кнопки CoolBar Инструментальная панель. В отличие от ToolBar, используется как конейнер для размещения стандартных интерфейсных компонентов Windows, таких как Edit, ListBox, ComboBox и т.д.
 Пиктограмма кнопки PageScroller Прокручиваемая панель. Служит для размещения узких инструментальных панелей. При необходимости автоматически создаёт по краям панели стрелки прокрутки.

 

Страница System

В этой странице находятся компоненты, которые имеют различное функциональное назначение. А также поддерживающие стандартные для Windows технологии межпрограммного обмена данными OLE и DDE.

Пентаграмма Имя Назначение
 Пиктограмма кнопки Timer Таймер. Этот компонент служит для отсчёта интервалов реального времени. Имеет ограничение — не может обрабатывать интервалы менее 55 миллисекунд.
 Пиктограмма кнопки PaintBox Окно для рисования. Создаёт прямоугольную область, предназначенную для прорисовки графических изображений.
 Пиктограмма кнопки MediaPlayer Мультимедийный проигрыватель. С помощью этого компонента можно управлять различными мультимедийными устройствами.
 Пиктограмма кнопки OleContrainer OLE-контейнер. Служит приёмником связываемых или внедряемых объектов.
 Пиктограмма кнопки DDEClientConv DDE-связь. Совместно с DDEClientItem используется для создания клиентской программы в DDE-связи.
 Пиктограмма кнопки DDEClientItem DDE-тема. Определяет тему DDE-связи в клиентском приложении.
 Пиктограмма кнопки DDEServerConv DDE-связь. Совместно с DDEServerItem используется для создания серверной программы в DDE-связи.
 Пиктограмма кнопки DDEServerItem DDE-тема. Определяет тему DDE-связи в серверном приложении.

Сохранение проекта и его компонентов

Delphi save all

По умолчанию Delphi сохраняет новые проекты в папке C:\Program Files\Borland\Delphi7\Projects. Поэтому если вы свои проекты не будете сохранять в специально отведенные папки то у вас образуется куча перемешанных файлов разобраться в которых будет затруднительно. Значит командой меню File -» Save All (или соответствующей кнопкой на главном окне) сохраним проект в специально для него созданную папку. Проект в целом сохраняется в файле с именем Project1. Форма функционирует вместе с программой, описывающей её работу, так называемым модулем. Если модулей в проекте несколько, для каждого из них Delphi создаст отдельный файл, и предложит его сохранить под именем Unit1, Unit2 и т.д. Важно: если открыть файл модуля, а не файл проекта то вы сможете продолжать работать и вносить изменения, но вы не сможете запустить свою программу так как кнопка «Запуск» будет неактивна!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *