Структура программы в языке Pascal
Наиболее доступным языком программирования для начинающих является Pascal. Это связано хотя бы с тем, что он изучается в старших классах общеобразовательных школ, а также на первых курсах в вузе. Его используют в качестве базы для освоения многих других языков. Однако в качестве основного для разработки его использовать сейчас нерационально, так как техническое оснащение далеко ушло вперед.
Любая программа на языке программирования Pascal имеет три составляющие:
- заголовок;
- раздел описаний;
- тело программы.
- Заголовок – это слово
Program
, после которого идет название программы латиницей и точка с запятой в конце. Название не может начинаться с цифры, не должно совпадать с зарезервированными словами (begin, end, integer
и т.п.) или с названиями переменных из раздела описаний (см. ниже), а также недопустимо использование каких бы то ни было символов (‘@’, ‘%’, ‘&’ и т.п.), кроме подчеркивания. Название желательно давать со смыслом, которое отображало бы суть самой программы. Но заголовок писать не обязательно. - Раздел описаний – Поскольку сначала мы будем рассматривать простейшие задачи, то у нас во втором разделе будет находиться или описание констант, или переменных
- Тело программы – блок операторов, в котором записываются команды для выполнения. Начинается этот блок словом
begin
(«начало»), а заканчивается словомend.
(«конец») с точкой в конце.
Примеры:
Заголовок программы
В заголовке указывается имя программы и список параметров. Общий вид:
1 |
program n (input, output, x, y,…); |
Здесь n — имя программы; input — файл ввода; output — файл вывода; x, y — внешние файлы, используемые в программе.
Заголовка может и не быть или он может быть без параметров.
Блок
Блок программы состоит из шести разделов, следующих в строго определенном порядке:
- раздел меток (label)
- раздел констант (const)
- раздел типов (type)
- раздел переменных (var)
- раздел процедур и функций
- раздел действий (операторов).
Раздел действий должен присутствовать всегда, остальные разделы могут отсутствовать.
Каждый из первых четырех разделов начинается с соответствующего ключевого слова (label, const, type, var), которое записывается один раз в начале раздела и отделяется от последующей информации только пробелом, либо концом строки, либо комментарием.
Раздел меток (label)
Любой выполняемый оператор может быть снабжен меткой – целой положительной константой, содержащей не более 4-х цифр. Все метки, встречающиеся в программе, должны быть описаны в разделе label.
Общий вид:
1 |
label l1, l2, l3…; |
здесь l1, l2, l3 – метки.
Пример. label 10, 100, 1000;
Метка отделяется от оператора двоеточием.
Пример. Пусть выражение a := b имеет метку 20. Тогда этот оператор выглядит так:
1 |
20: a := b; |
Раздел операторов Pascal:
Раздел операторов — это ничто иное как составной оператор, содержащий между служебными словами begin
и endпоследовательность неких операторов, которые разделяются символом «;». Исходный текст программы оканчивается символом «.». Внизу представлена программа, вычисляющая сумму 2-х чисел:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
program Summa; {в этом разделе называем нашу программу именем Summa} uses Crt; {подключение модуля для очистки экрана и задержки} var {раздел описания переменных, определяем их тип} n1,n2,sum: integer; begin clrscr; {очищаем экран} writeLn('Вводим два числа: '); readLn(n1,n2); sum:= n1 + n2; writeLn('Сумма чисел x1 и x2 равна ',sum); readkey; {ожидание нажатия клавиши} end. |
Массивы, записи и множества называются базисными структурами. Для них характерно, что в процессе выполнения алгоритма или программы они остаются структурно не изменяемыми. Во многих случаях требуются более сложные структуры, которые допускают такие изменения, как наращивание, сокращение или замену в процессе исполнения связей между компонентами. Создание динамических структур сводится к генерации основных компонент, называемых узлами, и установлению связей между ними. Узлы обычно являются записями, связи определяются переменными, называемыми указателями. К таким динамическим структурам данных относятся списки, очереди, стеки, деревья, ориентированные графы.
Язык программирования Паскаль характеризуется разветвленной структурой типов. В Паскале предусмотрен механизм создания новых типов данных, благодаря чему общее количество типов, используемых в программе, может быть сколь угодно большим.