Структура программы в языке Pascal

Структура программы в языке Pascal

Наиболее доступным языком программирования для начинающих является Pascal. Это связано хотя бы с тем, что он изучается в старших классах общеобразовательных школ, а также на первых курсах в вузе. Его используют в качестве базы для освоения многих других языков. Однако в качестве основного для разработки его использовать сейчас нерационально, так как техническое оснащение далеко ушло вперед.

Любая программа на языке программирования Pascal имеет три составляющие:

  1. заголовок;
  2. раздел описаний;
  3. тело программы.
  • Заголовок – это слово Program , после которого идет название программы латиницей и точка с запятой в конце. Название не может начинаться с цифры, не должно совпадать с зарезервированными словами (begin, end, integer и т.п.) или с названиями переменных из раздела описаний (см. ниже), а также недопустимо использование каких бы то ни было символов (‘@’, ‘%’, ‘&’ и т.п.), кроме подчеркивания. Название желательно давать со смыслом, которое отображало бы суть самой программы. Но заголовок писать не обязательно.
  • Раздел описаний – Поскольку сначала мы будем рассматривать простейшие задачи, то у нас во втором разделе будет находиться или описание констант, или переменных
  • Тело программы – блок операторов, в котором записываются команды для выполнения. Начинается этот блок словом begin («начало»), а заканчивается словом end. («конец») с точкой в конце.

Примеры:

Заголовок программы

В заголовке указывается имя программы и список параметров. Общий вид:

Здесь n — имя программы; input — файл ввода; output — файл вывода; x, y — внешние файлы, используемые в программе.

Заголовка может и не быть или он может быть без параметров.

Блок

Блок программы состоит из шести разделов, следующих в строго определенном порядке:

  1. раздел меток (label)
  2. раздел констант (const)
  3. раздел типов (type)
  4. раздел переменных (var)
  5. раздел процедур и функций
  6. раздел действий (операторов).

Раздел действий должен присутствовать всегда, остальные разделы могут отсутствовать.

Каждый из первых четырех разделов начинается с соответствующего ключевого слова (label, const, type, var), которое записывается один раз в начале раздела и отделяется от последующей информации только пробелом, либо концом строки, либо комментарием.

Раздел меток (label)

Любой выполняемый оператор может быть снабжен меткой – целой положительной константой, содержащей не более 4-х цифр. Все метки, встречающиеся в программе, должны быть описаны в разделе label.

Общий вид:

здесь l1, l2, l3 – метки.

Пример. label 10, 100, 1000;

Метка отделяется от оператора двоеточием.

Пример. Пусть выражение a := b имеет метку 20. Тогда этот оператор выглядит так:

Раздел операторов Pascal:

Раздел операторов — это ничто иное как составной оператор, содержащий между служебными словами begin и endпоследовательность неких операторов, которые разделяются символом «;». Исходный текст программы оканчивается символом «.». Внизу представлена программа, вычисляющая сумму 2-х чисел:

Массивы, записи и множества называются базисными структурами. Для них характерно, что в процессе выполнения алгоритма или программы они остаются структурно не изменяемыми. Во многих случаях требуются более сложные структуры, которые допускают такие изменения, как наращивание, сокращение или замену в процессе исполнения связей между компонентами. Создание динамических структур сводится к генерации основных компонент, называемых узлами, и установлению связей между ними. Узлы обычно являются записями, связи определяются переменными, называемыми указателями. К таким динамическим структурам данных относятся списки, очереди, стеки, деревья, ориентированные графы.

Язык программирования Паскаль характеризуется разветвленной структурой типов. В Паскале предусмотрен механизм создания новых типов данных, благодаря чему общее количество типов, используемых в программе, может быть сколь угодно большим.

Добавить комментарий